Естествознание Древнего Рима

Среди мыслителей Древнего Рима следует назвать прежде всего философа-материалиста Тита Лукреция Кара (95—55 до н. э.) — последователя Демокрита (460—370 до н. э.) и Эпикура (342—270 до н. э.). В поэме «О природе вещей» Лукреций Кар излагает основы атомистического учения и подчеркивает, что из движения атомов в пространстве возникают все явления и состояния природы, что «вещам невозможно из ничего возникнуть и, родившись, в ничто превращаться». Он отмечал, что живые существа самопроизвольно возникли из земли под влиянием влаги и солнечного тепла, причем негармоничные, неприспособленные особи погибали, а те, что могли нормально существовать — размножались. Лукреций Кар высказывал положение об изменяемости живых существ под влиянием естественных причин.

На основании собственных наблюдений и данных 146 римских и 327 иностранных авторов (около 2 тыс. томов) Гай Плиний Старший (23—79) подготовил 37-томную «Естественную историю», в которой приводит сведения по ботанике, зоологии, физиологии, медицине, географии, минералогии и др.

Известные исследования в области медицины, анатомии и физиологии II в. принадлежат крупному древнеримскому врачу и естествоиспытателю Клавдию Галену (130—200), который анатомировал трупы; делал вскрытия животных, в том числе обезьян, ставил опыты с целью познания строения и функции основных систем организма Гален впервые обнаружил центробежные и центростремительные нервные волокна; указывал на связь между строением и функцией органа, между организацией животного и образом жизни, но объяснял это как проявление божественного разума.

 

Источник—

Богданова, Т.Л. Справочник по биологии/ Т.Л. Богданова [и д.р.]. – К.: Наукова думка, 1985.- 585 с.

 

Предыдущая глава ::: К содержанию ::: Следующая глава

Оцените статью
Adblock
detector