Естествознание Древней Греции

История естествознания берет свое начало в глубокой древности, когда человек в процессе общественно-трудовой деятельности по изысканию средств существования расширял свои представления об окружающем мире, Это были отрывочные сведения о полезных растениях, о животных как объекте охоты или представляющих опасность. Эти сведения расширялись в связи с приручением, а затем одомашниванием животных и развитием земледелия.

Первые систематизированные знания об окружающем мире формировались в Древней Греции и Древнем Риме. Уже в те далекие времена складывалось представление о материальности мира и его развитии. Античные мыслители VIV вв. до н. э. считали основой всего сущего воду (Фалес), апейрон — беспредельную материю (Анаксимандр), воздух (Анаксимен), нус — легчайшее из всех вещей (Анаксагор), огонь (Гераклит), атом (Левкишт, Демокрит). Эта первостихия, как они полагали, материальна, вещественна, вечна, из wee все возникает и все состоит.

Эмпедокл (490—430 до н. э.) все разнообразие природы сводил к четырем вечным, неуничтожимым «корням вещей» — огню, воздуху, воде и земле, которые, соединяясь в различных сочетаниях и соотношениях, дают начало телам природы. Утверждая, что живое образовалось из неживого под действием естественных причин, Эмпедокл не мог согласиться, что путем самозарождения возникли сразу сложные существа. Он считал, что сначала образовались части, сложного, которые затем случайно соединялись «кто с кем повстречался». Это приводило к появлению как гармоничных, так и уродливых форм. Последние были нежизнеспособными и вымирали. Организмы с удачными сочетаниями продолжали свой род размножением. Как видим, уже Эмпедокл высказал мысль об этапности развития сложного и выживаемости и размножении более приспособленных существ.

Аристотель — «всеобъемлющая голова» среди греческих философов, по определению Ф. Энгельса, заслуженно считается основателем античного естествознания.

Аристотель (384—322 до н. э.) — древнегреческий философ, ученый-энциклопедист, учился у Платона в Афинах, был воспитателем Александра Македонского. В 355 основал Ликей, или перипатетическую школу, с натуралистическим уклоном. Автор многих работ по физике и литературе, политике и логике, философии и биологии, в том числе «История животных», «О частях животных», «О возникновении животных». Основатель зоологии, разработал первую классификацию животных, которой зоологи пользовались почти до XVIII в., проводил первые наблюдения и описал зародышевое развитие цыпленка, пчел, высказал мысль об общности строения животных и о коррелятивной связи органов, заложил основы морфологии, эмбриологии и др. Работы гениального мыслителя представляют значительный прогресс в науке античности. Аристотель пытался разместить все тела природы в определенном порядке от простых к сложным и разработал представление о иерархии форм, о градации. Весь животный мир он разделил на животных с кровью (позвоночных) и животных без крови (беспозвоночных). Эти группы затем с учетом родства были разбиты на ряд более мелких подразделений. Он исследовал строение, функцию многих животных и их органов, развитие животных; допускал возможность образования новых форм животных путем гибридизации; близкие виды объединял в роды; указывал на зависимость животных от условий среды обитания. Его ученик и последователь — философ-энциклопедист Теофраст (370—285 до н. э.) является создателем древнегреческой ботаники, основы которой изложены в его трудах «История растений», «О возникновении растений», «О причинах растений». Он описал строение основных органов и выделил основные внутренние части растений; отмечал, что растения питаются посредством корней и листьев, выделил основные группы растений: деревья, кусты, полукустарники и травы; наземные и водные формы; листопадные, вечнозеленые и др., привел сведения о распространении и практическом значении различных растений. У Теофраста имеются указания об изменчивости растений под воздействием различных .условий и возможности их перерождения (например, пырея в пшеницу).

Развитие древнегреческой медицины связано с именем Гиппократа (460—377 до н. э.), в трудах которого содержится наиболее полный для того времени свод знаний и учений в области медицины, а также анатомии, физиологии, эмбриологии. Гиппократ и его последователи развивали представление а естественных причинах болезней, зависящих от внешних условий, состояния организма, образа жизни. Гиппократ учил, что распознавание болезней и их лечение должны быть основаны на непосредственном наблюдении больного, на обобщениях опыта.

 

Источник—

Богданова, Т.Л. Справочник по биологии/ Т.Л. Богданова [и д.р.]. – К.: Наукова думка, 1985.- 585 с.

 

Предыдущая глава ::: К содержанию ::: Следующая глава

Оцените статью
Adblock
detector