big-archive.ru

Большой информационный архив

                       

Биоэкология леса

При выращивании хороших лесов обеспечивается биоэкос — соответствие древесных пород (био) и географических условий (эко). Такое соответствие — обязательное условие успеха при выращивании любых сельскохозяйственных и лесных растений. Понятие о биоэкосе не излишнее терминологическое наслоение и повторение понятия о биогеоценозе. Под биогеоценозом понимаются комплексы природы — растения, животные, почва, атмосфера, гидросфера. Биоэкосы — это оптимальные сочетания организмов и среды, которые будут достигнуты в будущем. И среди биогеоценозов есть, конечно, биоэкосы, но, к сожалению, далеко не всегда эти типы комплексов совпадают. Биоэкологическая проблема в лесоводстве разработана еще недостаточно. Она может быть решена на основе многолетнего опыта и применения оптимального программирования на электронно-вычислительных машинах.

В лесоводстве, как и в других сферах научной деятельности, теория решает вопросы практики, а практика обогащает теорию. В арсенал нашего теоретического оружия 60 лет назад вошло выдающееся учение Г. Ф. Морозова о лесе, которое плодотворно служило созданию доброкачественных лесов. Но задачи усложнились, возникли новые проблемы и потребовалось дальнейшее развитие теории лесоводства. Большое значение теперь имеют полезащитное лесоразведение, промышленная эксплуатация таежных лесов, повышение продуктивности лесов, учет лесных ресурсов.

СССР стоит на первом месте в мире по масштабам лесоразведения. Ежегодно в нашей стране осуществляются лесокультурные работы и меры содействия естественному возобновлению леса на площади более 1 млн. га. Большое внимание уделено и полезащитному лесоразведению в степях, закреплению песков и оврагов.

Полезащитные лесные полосы трудно выращивать. Нередко наблюдается значительное отмирание полезащитных лесонасаждений, которое большинство лесоводов пытается объяснить применением неверных способов посевов и посадок лесополос. С нашей точки зрения, необходимо правильно подбирать семена и создавать условия нормального роста древесных растений. Собранные в лесах Карпат желуди западноевропейских дубов, получающих большое количество атмосферных осадков и произрастающих на прекрасной лесной почве, высевали в знойной полупустыне Заволжья на светло-каштановых засоленных почвах. Мелкая обработка почвы под посевы не обеспечивала достаточного накопления влаги. Надлежащий уход за культурами древесных растений и мелиорирование почв не проводились. В подобных случаях возможность положительного исхода работ по лесоразведению исключается.

Вместе с тем есть немало примеров выращивания в степях замечательных древесных культур, которые не погибли от засух, засоленности почв и сорняков. В этих случаях обеспечивалось соответствие свойств растений и условий местообитания. Велико-Анадольский лес, начало которому положил В. Е. Графф,— выдающийся пример лесонасаждений в тяжелых условиях знойной степи.

Превосходная система лесных полезащитных полос, созданная в Каменной степи усилиями В. В. Докучаева, Г. Ф. Морозова и выдающегося теоретика степного лесоразведения Г. Н. Высоцкого, выращена в неблагоприятном климате, на нелесных почвах. Зеленые ленты государственной лесной полосы Камышин — Волгоград, раскинувшиеся в засушливой степи на 170 км, говорят о силе и реальности преобразовательных идей советского человека. Эти лесонасаждения созданы в 1949—1956 гг. различными методами, которые были разработаны знаменитыми лесоводами и усовершенствованы учеными нашего времени.

Говоря о достижениях разведения леса в степи, следует подчеркнуть положительную роль мер коренной мелиорации или частичного улучшения условий местопроизрастания на сухих и засоленных почвах: орошения, снегонакопления, гипсования и т. д. Эти факты и многочисленные исследования привели практиков и ученых к единому мнению, что степное лесоразведение трудная, но вполне осуществимая задача. В 1957 г. на дискуссии по вопросам современного учения о лесе было высказано мнение, что представления о лесе как о единстве растений и условий местообитания необоснованны. Мы, однако, считаем необходимым подчеркнуть, что многие неудачи в степном лесоразведении связаны именно с недооценкой идеи единства организмов и среды их обитания.

Несмотря на правильный подбор древесных пород к конкретным условиям среды и проведение мероприятий по улучшению среды, между растением и средой еще останется какое-то несоответствие. Все объясняется трудностью этого подбора и тем, что почва, климат, растения, животный мир лесонасаждений непрерывно изменяются. Тот факт, что изменения живых организмов идут по пути приспособления к условиям среды, которая может меняться в благоприятном направлении, тоже не создает идеальной гармонии. Изменения включают и отрицательные элементы, неблагоприятные процессы.

В том же аспекте следует рассматривать проблему промышленной эксплуатации таежных лесов нашей страны. Колоссальные индустриальные лесоразработки породили сплошные концентрированные рубки лесосеками площадью 1—2 км2. Эти лесосеки плохо возобновляются лесом, так как семена хвойных пород удаляются от примыкающих древостоев только на расстояние 100—250 м, а оставленные на вырубках семенные деревья нередко усыхают под влиянием новой обстановки: прямого действия солнца, заморозков, ветра, конкуренции трав и т. д. Всходы хвойных пород, особенно ели и пихты, гибнут от ожога солнцем и заморозков; их подавляет травянистая растительность. Почва на таких лесосеках нередко развевается ветром или заболачивается. Следовательно, недостаточность естественного возобновления леса на концентрированных рубках связана с появлением новых условий, которые не отвечают требованиям древесных растений. Отказ от одиночных неустойчивых семенников и оставление более жизнестойких биогрупп — куртин и полос, сохранение групп подроста, образовавшегося под пологом леса, подсев семян с использованием машин, работающих на лесоразработках, посев семян с самолетов помогут разрешить проблему возобновления леса на концентрированных вырубках. Во всех этих случаях успех и неудачи определяются степенью соответствия между требованиями растений и условиями среды. Так, например, аэросев семян ели по голой лесосеке нередко кончался гибелью всходов из-за ожога солнцем и от заморозков, а посев по вырубке, слегка заросшей березкой и осиной, давал положительные результаты благодаря затенению всходов и смягчению температуры воздуха.

Чтобы обеспечить естественное осеменение лесосек от оставляемых групп деревьев и создать благоприятные условия для роста молодого поколения проводят ряд мероприятий: сжигание в кучах лесорубочных остатков, измельчение и разбрасывание их для перегнивания, устройство из них микровозвышений в заболоченных местах, а также частичное рыхление почвы.

Особого внимания заслуживает проблема поднятия продуктивности лесов. В настоящее время прирост древесины в наших лесах достигает всего лишь 1,25 м3 на 1 га в год, тогда как в США он равен 1,5, в Швеции — 2,1, в Германской Демократической Республике — 4,0, а в Дании — 6,6 м3. Столь резкие различия в приросте в первую очередь объясняются тем, что в ряде западных стран климат теплый и влажный, а почвы весьма плодородны, в нашей стране много леса расположено в обширной холодной лесотундре, районах вечной мерзлоты, в сухих и заболоченных местах. В аналогичных природных условиях находятся леса Канады, где прирост древесины достигает всего лишь 0,6 м3 на 1 га. Однако в СССР выращено немало лесонасаждений, где средний прирост древесины достигает 5—10 м3 в год; таких показателей можно достигнуть во многих районах.

Если рассматривать наши леса как единство древесных сообществ и условий местообитания, то обнаруживается ряд важных фактов. Многие сосняки имеют низкую продуктивность, потому что растут на болотистых почвах. Здесь обнаруживается глубокое несоответствие между требованиями сосны и условиями среды. Чтобы повысить продуктивность этих лесов осушают почвы.

Низкорослые ельники растут на бедных легкосупесчаных почвах либо на глинистых песках. В этих случаях рубки ухода, благоприятствуют росту сосновой примеси. Сосна образует на этих почвах высокопродуктивные насаждения, так как менее требовательна к почве.

В припойменных местах распространены заросли кустарников. Это связано с отрицательным отношением многих лесонасаждений к периодическим затоплениям. Внедрение черной ольхи, тополя и ивы, которые любят проточное увлажнение, приводит к созданию на таких площадях более высокопродуктивных лесонасаждений.

Сосняки на сухих песчаных почвах редкостойны к низкорослы. Даже такая неприхотливая порода, как сосна, не удовлетворяет в полной мере свои потребности в воде и питательных веществах на песчаных дюнах. В этом случае разбрасывание измельченных лесорубочных остатков (ветвей), способных прикрыть всходы от солнца и удобрить почву, является весьма полезным мероприятием. При нормальном увлажнении песчаных и супесчаных почв продуктивность лесонасаждений может быть невысокой из-за несоответствия между требованиями поселившихся древесных пород к условиям питания и ресурсами азота и других элементов в этих почвах. Ель, например, требовательна к почве и растет на песках и супесях плохо. Замена ее сосной, приспособленной к данным условиям, приводит к резкому повышению продуктивности леса.

Распространенное в практике сжигание лесорубочных остатков (ветвей, коры, щепы и др.) в кучах связано с потерей азота, который содержится в незначительном количестве во многих лесных почвах. Более рационален безогневой способ удобрения лесных почв лесорубочными остатками. Целесообразно размельчать их на куски длиной 0,5—1 м и разбрасывать по почве или складывать в кучи для перегнивания и последующего использования на удобрение. Эту работу проводят с учетом типа леса, особенностей разложения ветвей разнообразных древесных пород и в разных условиях, в частности в микропонижениях, на микровозвышениях, на северных и южных склонах, около пней, в просветах и затенении. В более северных районах, где климат и почвы холодные, применим способ сжигания.

Рассмотренные выше факты показывают, что коренных вопросов лесоводства глубоко связано с познанием противоречия между сообществом организмов и условиями местообитания. Лес представляется нам как биоэкосистема, поэтому развиваемое учение можно назвать биоэкологическим. Характерная его черта в том, что оно раскрывает не только биоэкологическое единство, но и биоэкологическое противоречие, как главное свойство леса. В первоначальном виде эти взгляды были изложены в 1949 г. в книге В. Г. Нестерова «Общее лесоводство». Дополнительные положения освещены в более поздних печатных работах.

Помимо основного противоречия в лесу имеется целая система сопутствующих противоречий: между естественным возобновлением леса и его естественным изреживанием; отдельными видами древесной, кустарниковой и травянистой растительности и особями одного вида; наследственностью и изменчивостью, ростом и развитием растений и т. д. Все эти вопросы требуют дальнейших исследований, но вместе с тем учение о лесе немыслимо без экономического подхода, поскольку природные свойства леса изучаются в свете задач хозяйства. Многих лесоводов интересует, можно ли в учении о лесе, типологии лесонасаждений, классификациях деревьев, методах выращивания леса и его защиты от вредных влияний, способах эксплуатации леса объединять признаки биологические и хозяйственные. Иногда высказывается мнение, что в биологических науках достаточно ограничиваться изучением природных свойств объекта вне связи с хозяйственными действиями человека. Но лес во многих случаях не только биологическая реальность, но и продукт деятельности человека. Следует также иметь в виду, что и естественно возникший древостой может быть объектом хозяйственных воздействий. Возможность глубокого познания леса заключена именно в комплексном биолого-экономическом подходе к нему. Только так, а не иначе можно добиться наилучших результатов.

В лесоводстве нельзя оставаться на чисто созерцательных позициях, нужно исходить из задач преобразования природы. Современное учение о лесе имеет установку на его активное преобразование. Поэтому биологическую характеристику леса необходимо дополнить экономической.

Учение о лесе — средство обеспечить возможность более совершенного, прогрессивного и эффективного решения вопросов лесоводства. Основное положение этого учений — представление о лесе как о сообществе древесных растений, развивающемся в единстве и противоречии со средой обитания. Направленное воздействие на сообщество позволит получить высококачественную древесину и другие продукты в большом количестве в кратчайшие сроки по наименьшей себестоимости, а также обеспечить положительное влияние лесонасаждений на атмосферу, почву, реки и поля.

 

Предыдущая глава ::: К содержанию ::: Следующая глава

 

                       

  Рейтинг@Mail.ru    

Внимание! При копировании материалов ссылка на авторов книги обязательна.